воскресенье, 1 декабря 2013 г.

Задание 1. Информатизация системы образования

1. Основные направления информатизации образования.

Информатизация – это широкомасштабное применение методов и средств сбора, хранения и распространения информации, обеспечивающей систематизацию имеющихся и формирование новых знаний, и их использование обществом для текущего управления и дальнейшего совершенствования и развития
Информатизация образования представляет собой область  научно-практической  деятельности человека, направленной на применение технологий и средств сбора, хранения, обработки и распространения информации, обеспечивающее систематизацию имеющихся и формирование новых знаний в сфере образования 
для достижения психолого-педагогических целей обучения и воспитания

Этапы информатизации образования
-электронизация
     характеризовался широким внедрением электронных средств и вычислительной техники в процесс обучения и предполагал обучение основам алгоритмизации и программирования, элементам алгебры логики 

-компьютеризация
   характеризуется использованием диалогового взаимодействия человека с компьютером (обучающиеся впервые получили возможность, работая на компьютере, взаимодействовать с моделями- «заместителями» реальных объектов и управлять объектами изучения) В сфере образования все больше стали использоваться автоматизированные системы обучения, контроля знаний и управления учебным процессом 
-информатизация образовательного процесса 
 характеризуется использованием мощных персональных компьютеров, быстродействующих накопителей большой емкости, новых информационных и телекоммуникационных технологий, мультимедиа-технологий и виртуальной реальности, а также философским осмыслением происходящего процесса информатизации и его социальных последствий

Основные направления развития информатизации образования
1. Совершенствование методологии и стратегии отбора содержания образования, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информационного общества периода массовой коммуникации и глобализации
2. Проектирование педагогических технологий, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучающегося, на формирование умений осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности по сбору, обработке, передаче, продуцированию учебной информации
3. Развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации, массовой коммуникации и глобализации современного общества
4. Педагогико-эргономическая оценка качества педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ, и ее сертификация
5. Автоматизация процессов обработки результатов учебного эксперимента, в том числе удаленного доступа
6. Реализация возможностей учебного информационного взаимодействия и потенциала распределенного информационного ресурса локальных и глобальной сетей как основы функционирования Единого информационного образовательного пространства системы непрерывного образования
7. Реализация дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий в процесс освоения предметных областей
8. Создание информационной среды управления учебно-воспитательным процессом образовательного учреждения, разработка автоматизированных систем педагогического тестирования, информационно-методического обеспечения образовательного процесса и организационного управления
9. Нормативно-правовое обеспечение защиты авторских прав разработчиков педагогической продукции и интеллектуальной собственности, представленной в электронном виде
10. Предотвращение возможных негативных последствий использования средств ИКТ в образовательных целях
11. Использование средств ИКТ в целях повышения качества и эффективности образовательной и управленческой деятельности в образовательном учреждении
12. Подготовка кадров информатизации общего, профессионального и дополнительного образования
Средствами информатизации образования называются компьютерное аппаратное и программное обеспечение, а также их содержательное  наполнение, используемые для достижения целей информатизации образования.

Основные направления использования ИКТ в учебном процессе
1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);
 2) проведение виртуальных лабораторных работ 
с использованием обучающих программ типа "Физикон", "Живая геометрия";
 3) закрепление изложенного материала (тренинг- разнообразные обучающие программы, лабораторные работы);
4) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);
5) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);
6) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков 
по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий;
7) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).


2.Учебно-методическое обеспечение современной системы образования

Сегодня проблема создания учебно-методического обеспечения нового поколения становится государственной задачей, о чем свидетельствует, в частности, постановка вопроса о создании эффективной государственно-общественной системы экспертизы и контроля качества учебной литературы и организации государственной поддержки учебного книгоиздания в докладе рабочей группы президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросам реформы образования.
Следует отметить, что понятие «учебная литература нового поколения» не ограничено определенными хронологическими рамками, поскольку практически на каждом историческом этапе развития образования возникали проблемы, связанные с необходимостью преодоления несоответствия устаревшего учебно-методического аппарата актуальным целям и задачам образования на новом этапе его развития. В настоящий момент учебной и учебно-методической литературой нового поколения принято считать разработки, соответствующие концепции модернизации российского образования и действующим Федеральным государственным образовательным стандартам. Предполагается, что «система учебников нового поколения как главного средства обучения должна отражать структурно-содержательные изменения и современные тенденции развития  образования <…>, обеспечить формирование новых целей обучения, а также широкое использование современных информационных технологий в образовательном процессе» [1].
Одним из важнейших источников для анализа практики информационно-методического обеспечения образовательного процесса являются собственно разработки преподавателей обучающего, учебно-методического и вспомогательного плана, используемые в реальном образовательном процессе.
В этих условиях преподаватель  сталкивается с проблемами модернизации образования опосредованно, через сложный организационно-нормативный комплекс документации, методических и учебных материалов, в подготовке которых он обязан участвовать согласно должностной инструкции. Для этого преподаватель должен владеть необходимыми знаниями в области методических и технологических проблем современной дидактики высшей школы, основами научно-методической и учебно-методической работы, включающей: структурирование и психологически грамотное преобразование научного знания в учебный материал, методы методической проработки профессионально–ориентированного материала, методы и приемы составления задач, упражнений, тестов по различным темам, систематику учебных и воспитательных задач, методы и приемы устного и письменного изложения предметного материала, основы создания понятного текста и пр.
Очевидно, что успешное решение данных профессионально – значимых задач должно базироваться на прочном научном фундаменте, гарантирующем соблюдение оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний, использование интерактивных технологий обучения, освоение стратегий и технологий применения знаний, связь изучаемого материала с проблемами повседневной жизни и пр.
Процесс разработки учебной и учебно-методической литературы отличается от создания произведений любого другого вида литературы необходимостью определенным образом конструировать учебный материал, поскольку литература данного вида, отражая определенную область знания или сферу деятельности, относится к основным средствам обучения и является элементом учебного процесса. Из этих положений следует ряд требований к учебной и учебно-методической литературе. В частности, грамотным образом сконструированное содержание учебной литературы должно оказывать педагогическое воздействие на обучаемого (студента). При этом информация определенным образом отбирается и обрабатывается применительно к задачам того или иного вида издания. Немаловажное значение имеет реализация средствами учебной и учебно-методической литературы воспитательных целей – формирования личности, системы этических норм и эстетических установок. Все это диктует необходимость при подготовке учебных изданий опираться на достижения педагогики и, в частности, дидактики высшей школы [2, 3].
Однако, как показывает анализ литературы, а также современной практики проектирования и разработки учебно-методического обеспечения, в данной области приходится констатировать целый ряд весьма значимых противоречий и, в частности, противоречие между необходимостью повышения качества учебно-методического обеспечения и недостаточной опорой его разработчиков на результаты современных научно-педагогических исследований в области дидактики высшей школы, что отрицательно влияет на ее качество [6, 7]. Немаловажным представляется и противоречие между необходимостью обеспечения высокого уровня готовности преподавателей высшей школы к информационно-методической (дидактико-технологической) деятельности, адекватной сложности стоящих перед ними профессиональных задач, обусловленных ситуацией реформирования образовательной системы и наличием в образовательной среде соответствующих ресурсов (методологических, технологических, кадровых и пр.) и пр.
Обозначенное проблемное поле актуализирует широкий спектр исследовательских задачи, включающих анализ ключевых в данном контексте понятий (учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в вузе, информационно-методическое обеспечение образовательного процесса в вузе и пр.); определение основных тенденций развития учебно-методического обеспечения образовательного процесса с учетом необходимости обоснования и предъявления современных требований к его качеству в целом и, в частности, – к качеству учебно-методической литературы нового поколения; анализ практики информационно-методической деятельности вузов; выявление педагогических условий проектирования и разработки учебно-методического обеспечения образовательного процесса, отвечающего запросам и целям высшей школы на современном этапе.
Также представляется существенно важным решение задачи разработки (на основе отечественного и зарубежного опыта теоретического осмысления и практики разработки учебной, в том числе и учебно-методической литературы для высшей профессиональной школы) методики проектирования и создания учебно-методической литературы для дисциплин, изучаемых в вузе. При этом под методикой разработки учебно-методической литературы будем понимать, несколько модифицировав определение Е. Н. Кишкель [4], выработку способов (приёмов, операций), позволяющих практически реализовать потенциал теории учебной литературы при ее разработке с обеспечением высоких показателей качества.
Одним их основных условий обновления современного содержания образования является обеспечение достаточного уровня готовности преподавателя  к информационно-методической деятельности, включающей проектирование и разработку содержания учебных материалов и форм их представления в соответствии с современными требованиями, применение современных технологий работы с текстами и базами данных и др.

Достижение необходимого уровня готовности преподавателей  к информационно-методической деятельности, направленной на обновление учебно-методического обеспечения образовательного процесса вуза, предполагает необходимость определения действенных способов трансляции содержания теоретических наработок в области современной дидактики высшей школы в образовательную практику, выявления организационно-педагогических условий, психолого-педагогических закономерностей и механизмов развития методической (дидактико-технологической) компетентности преподавателя, способного обеспечить создание и эффективное функционирование дидактической среды для психологически комфортного и педагогически обоснованного развития субъектов образования.
3.Роль современного педагога в образовательном процессе

Потенциал развития общества во многом определяется соответствием системы образования потребностям и нуждам этого развития. При необходимости ускоренного развития общества всегда возникает потребность в инновациях в системе образования. Система образования должна меняться комплексно, и важное место в этом процессе занимает школьное образование.
В настоящий момент продолжается процесс реформирования школы, который заключается в радикальных изменениях, позволяющих учащимся адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, творчески реализовывать себя в жизни и в будущей профессии. Основной тенденцией изменения приоритетных целей школьного образования является постановка на первый план задач развития личности учащегося на основе его внутреннего потенциала и в соотношении с лучшими культурно-историческими и технологическими достижениями человечества.
 То есть важнейшим элементом школьного образования, наряду с решением задач усвоения знаний конкретных предметов школьной программы, становится принципиально новый для школы элемент - развитие личностных способностей и подготовка к условиям жизни в высоко конкурентной среде.
Учитель должен быть подготовлен к работе в новых условиях. Это не только владение новым содержанием, новыми методами работы, но и новое осознание места учителя в учебном процессе. В современных условиях меняются роли учителя. Наряду с традиционной ролью появляются следующие роли.
Учитель-консультантПредполагается, что консультант либо знает готовое решение, либо он владеет способами деятельности, которые указывают путь решения проблемы.
Учитель-модераторМодерирование – деятельность направленная на раскрытие потенциальных возможностей ученика и его способностей.
Учитель-тьюторОсуществляет педагогическое сопровождение ученика.
Для реализации этих функций будущий учитель еще при обучении в педагогических вузах  должен получить инструменты для работы. Такими инструментами могут стать открытые образовательные технологии. 2 Основные отличия нового подхода состоят в отношении к ученику как субъекту собственного развития и ориентации на развитие и саморазвитие его личности.
Открытые образовательные технологии имеют следующие особенности.
  • Они являются рамочными технологиями, построенными по принципу конструктора, который состоит из множества инструментов и приемов. В технологиях показаны способы их соединения и создания целого урока в данной технологии. Однако мы можем использовать только отдельные приемы, инструменты, части урока. Они хорошо сочетаются со всеми технологиями, используемыми учителями (заметим, что с технологиями развивающего обучения интеграция идет гораздо эффективнее).
  • Опыт работы многих учителей-предметников показывает, что эти технологии можно применять на любых предметах. Быстрее осваивают их учителя литературы, истории, иностранного языка.
  • Технологии не слишком сложны в освоении, не требуют новых учебников и рабочих тетрадей, хорошо сочетаются со способами работы каждого учителя и классно-урочной системой школы, не требуют длительного специального обучения.
При традиционном уроке роли учителя и ученика закреплены и известны заранее. Поэтому еще до начала урока можно написать, какие знания дает учитель, какие упражнения выполняет ученик, как учитель корректирует это выполнение, какие формы контроля используются и какие будут результаты.
На уроках открытых образовательных технологий отсутствует структура урока в классическом понимании. Уроки по открытым образовательным технологиям нельзя расписать так точно (их еще называют занятиями с не прописанными сценариями), так как одним из основных моментов их построения является обратная связь от учеников, в зависимости от которой строится дальнейшая часть урока. На уроках открытых образовательных технологий на первый план выходят свободная самостоятельная деятельность учащихся, которые в ходе дискуссий, с учетом собственного опыта принимают решения. Наиболее сильной стороной такого обучения является «присвоение знаний». Те знания, которые есть у ученика, не являются пересказом учебника или повторением за учителем, они являются его собственными, он их пережил и обдумал, и только после этого принял.
Использование даже отдельных элементов открытых образовательных технологий в учебном процессе постепенно приводит к изменению роли учителя.
Учитель уже не является единственным источником правильных знаний, а его мнение существует на уроке наряду с мнениями учащихся.
Многие уроки по этим технологиям являются только первым шагом к осознанию проблемы, не делают выводов, не ставят точки над «I», а являются толчком к дальнейшему, самостоятельному обдумыванию данной темы.
Одним из принципов работы по новым технологиям является то, что на уроке учитель и ученик сотрудничают на равных. Однако практически добиться этого очень сложно, в основном, в силу исторически сложившейся роли учителя на уроке, когда он выступает как источник знаний, которые необходимо донести до учеников. Для решения этой задачи учитель использует рассказ (объяснение), дает ученикам упражнения, самостоятельные работы, вопросы, а также проводит совместную беседу. Причем всю ответственность за получаемый результат учитель берет на себя.
В технологиях открытого образования все обучение идет по индивидуальной траектории при этом единство класса не нарушается. Для создания индивидуальных траекторий обучения в классе создается особая среда отношений учитель-ученик.
При построении индивидуальной образовательной траектории важно определить начальный уровень знаний, на который будет опираться траектория. В дальнейшем все обучение ведется методом сравнения своего уровня с получаемыми знаниями. Каждый опирается на свой собственный уровень и фактически на каждом уроке у каждого ученика ведется работа с учетом своей начальной точки. Вот этот начальный уровень либо выявляется, либо создается искусственным путем.
Для выявления начального уровня знаний можно, например, использовать прием маркировочной таблицы. Во время урока каждый учащийся получает напечатанный текст, и учитель просит прочитать его, расставив на полях следующие маркировочные значки:
«V» — это я знаю;
«+» — новое, что я узнал;
«-» — знание, противоречащее моему;
«?» — возник вопрос.
После того, как каждый ученик сделал такую разметку, он заполняет в тетради таблицу, состоящую из четырех столбцов, соответствующих четырем маркировочным значкам. Полученная таблица представляет собой тот начальный уровень знания, с которого ученик начинает изучение данного вопроса. Первоначально прирост знаний идет в процессе организованного обсуждения таблиц: в парах, затем в группах. В процессе этого обсуждения некоторые учащиеся получают новое знание, выявляются неясные места и формулируются вопросы. В какой-то момент к обсуждению подключается учитель и он может «дообъяснить» необходимый материал.
Если никаких начальных знаний нет, то используется метод, основанный на предсказаниях будущего содержания. Например, на уроках литературы можно попросить учащихся исходя из названия произведения нарисовать, как они себе представляют героев произведения. Можно рассказать об авторе литературного произведения и затем, зная название, предположить, о чем мог бы написать этот автор. Дальнейшее обучение пойдет в сравнении с этим сформированным представлением.
Для обучения новым методам работы будущих учителей в вузах должна быть создана новая инновационная среда обучения. 3 Цель инновационных образовательных систем дать студенту способы определения в некоторой сфере, научить видеть возможности, соотносить их со своими потребностями, ставить цели и самостоятельно достигать их. Образовательное пространство открыто для студента, ему видны возможные траектории собственного становления и потому становится возможным обсуждение средств и методов достижения результата. Студент, который сам учился в инновационной среде, гораздо эффективнее будет создавать ее в школе.
Одним из способов формирования инновационного образовательного пространства являются активные методы обучения. Активные методы обучения – это методы, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний и их запоминание учениками, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Многие авторы выделяют следующие признаки активных методов обучения:
  • принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;
  • достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной;
  • самостоятельная творческая выработка решений и повышенная степень мотивации

 Список использованной литературы:
  1. Попков, В.А. Дидактика высшей школы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / В.А. Попков, А. В. Коржуев — М.: Академия, 2010.–136 с.
  2. Антонова, С.Г. Редакторская подготовка изданий: Учебник / С. Г.Антонова, В. И. Васильев, И. .Жарков, О. В.Коланькова, Б. В Ленский, Н. З. Рябинина, В. И Соловьев. Под общ. ред. С. Г. Антоновой. – М.: Издательство МГУП, 2009.
  3. Кишкель, Е.Н. Совершенствование методики разработки учебника (На примере учебников по управлению для среднего профессионального образования) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Москва, 2010.
  4. Петренко О. Л. Создание образовательной среды учебного учреждения при контекстном подходе к обучению / О.Л.Петренко // сб. «Управление профессиональным образованием: опыт, проблемы, перспективы» – Омск, 2009. – С. 141-143.


Комментариев нет:

Отправить комментарий