пятница, 6 декабря 2013 г.

Основы ПП



1.Понятие «педагогического дизайна»


Понятие «педагогический дизайн» было разработано в начале 1940-х годов американским учёным Робертом Ганже, выполнявшим заказ Вооружённых сил США, которые и финансировали исследования в данной инновационной сфере. Психологическим основанием данной категории в дидактике стала теория бихевиоризма. Принципы бихевиористской теории обучения были сформулированы Э. Торндайком. Процесс учения, по Э. Торндайку, заключается в «установлении определенных связей между данной ситуацией и данной реакцией», а также в упрочнении этих связей. В качестве основных законов образования и связи между стимулом и реакцией он указывает закон эффекта, закон повторяемости (упражняемости) и закон готовности.

В 60-80-х гг. ХХ века поступательное развитие бихевиористской теории обучения привело к качественному познавательному (когнитивному) перевороту и фактически сформировало педагогический дизайн в его современной форме: как дисциплину и технологию, которая поддерживает индивидуальное развитие когнитивных учебных процессов. В то же время классическое исследование процесса познания дополняется конструктивистскими течениями. Таким образом, современные модели педагогического дизайна в западной педагогике имеют бихевиористские, когнитивистские и конструктивистские черты и опираются на следующие директивные положения:

1) структурированный подход (англ. Structured approach), который обеспечивает контроль учащегося за постепенно разворачивающемся учебным процессом в приобретении когнитивных навыков;

2) открытый подход (англ. Discovery approach), который фокусируется на самостоятельности и самоорганизации учащегося, на целостном задании, на взаимодействии метакогнитивных стратегий по учению в группах.

С 1980-х гг. компьютерные технологии стали фактически неотъемлемой частью педагогического дизайна, за технологией создания образовательных Web-ресурсов закрепился термин «Instructional design», что определяет его как совокупность двух технологий: технологии педагогического проектирования, направленной на построение методической теории для конкретной предметной области, и технологий Web-дизайна, направленных на компьютерную реализацию этой методической теории для Internet-пространства. В реальных условиях европейского образования подготовка учебных сетевых ресурсов ведётся, как правило, командой, в которую входят сценарист, художник, программист, тематические консультанты и т.д. Согласно англо-русскому словарю, термин «Instructional» переводится как образовательный, воспитательный, учебный. Термин «design» переводится как намерение, замысел, проект, план, цель, чертёж, конструкция, рисунок, произведение искусства. Помимо instructional design (разработка учебных материалов), на Западе выделяют следующие сегменты исследуемой нами области: learning design (разработка учебного процесса), learning environment design (разработка учебной среды) и т.п. (рис. 1).

Педагогический дизайн как процесс проектирования учебных материалов - это ясно описанные процедуры, сгруппированные в ряд последовательных этапов. Производственный цикл по созданию учебных материалов состоит, по существу, из пяти основных этапов (рис. 2).



 Рис. 1. Психолого-педагогические основы педагогического дизайна




Рис. 2. Педагогический дизайн как технология

Таким образом, можно определить педагогический дизайн как педагогическую технологию (систему процедур), обеспечивающую педагогическую эффективность учебных материалов, в том числе разработанных с использованием новых информационных технологий.

В российской педагогике термин «педагогический дизайн» был предложен разработчиками проекта «Информатизация системы образования» как собирательное понятие для обозначения направления педагогической науки и практики, изучающего вопросы разработки учебных материалов, формирования учебной среды и построения эффективного образовательного процесса (таблица). В контексте нашего исследования понятие «педагогический дизайн» включает все перечисленные компоненты и представляет собой целостный процесс, включающий анализ потребностей и целей обучения, разработку системы дидактических средств для реализации этих потребностей, их последующие тестирование и оценку эффективности.

Процесс проектирования педагогических объектов сравнительно полно и обстоятельно исследован в литературе. В широкий педагогический контекст проектная деятельность была введена В.Х. Килпатриком, который обозначил её как «от всего сердца проведённую целесообразную деятельность, проявляющуюся в известных общественных условиях» . Идеальным проектом считался тот, для исполнения которого требовались знания из различных областей, позволяющие решать не одну, а целый комплекс проблем. Решая конкретные жизненные задачи, строя отношения друг с другом, учащиеся получали необходимые знания в комплексной форме, как это бывает в реальной жизни.

Сущностные характеристики педагогического дизайна

Научные обоснования педагогического дизайна
обоснован педагогически и когнитивно-психологически;
основан на концепции преподавания и подготовки компетентного специалиста к будущей профессии;
ориентирован не на описание, а на форму (гештальт) и цель восприятия, которые важны и необходимы для практической работы
Цель педагогического дизайна
направлен на эмпирическое обоснование теоретических положений и доказательство эффективности выбранной стратегии и методов обучения
Методы педагогического дизайна
методы педагогического дизайна являются более вероятными, чем детерминированными, то есть они не требуют причинности (каузальности);
представляют более или менее вероятные взаимосвязи между «если» и «то» -
компонентами в дизайне, основанными на эмпирических данных
Применение педагогического дизайна
взаимосвязан с использованием информационных и коммуникационных технологий в учебно-методических целях; может быть рассмотрен в качестве дидактических принципов и тем самым использоваться при планировании педагогических ситуаций

В России к методу проектов впервые обратился С.Т. Шацкий. Анализ опыта С.Т. Шацкого по построению школы с ориентацией на интересы ребёнка, последовательная индивидуализация процесса обучения и воспитания, группировка материала вокруг специально отобранных тем (идея комплексов) свидетельствуют о поисках новых способов обучения, привлечения самих учащихся к организации своей жизни. Выполнение проектов позволило вовлекать учащихся в различные виды деятельности (но чаще всего трудовой), обеспечивающих социализацию их.

Таким образом, проектирование имеет достаточно длительную историю, на каждом этапе которой происходило акцентирование каких-либо отдельных особенностей этой деятельности. Проектная деятельность изучалась как процесс, как предполагаемый результат, как план деятельности, как средство обучения, как способ демократизации школьного общения в системе «учитель-ученик», как стимулятор познавательной деятельности, как узкоспециальный метод обучения практическим действиям и навыкам. В современной интерпретации проектирование - это деятельность, определяющая целевое и ценностное представление о будущем состоянии чего-нибудь, устремлённость к реальности будущего . Проектирование педагогического дизайна связано с возможностью организовать для студентов информационно-образовательное пространство, в котором они полнее бы раскрыли свои возможности и способности, проявили необходимые





Одной из главных проблем, стоящих сегодня перед технологиями дистанционного обучения, является разработка учебного контента. Во многом именно дефицит качественного учебного контента является главным препятствием распространения технологий дистанционного обучения. Это обусловлено несколькими причинами:

  • отсутствием квалифицированных специалистов в сфере технологий дистанционного обучения;
  • высокой стоимостью разработки учебного контента;
  • отсутствием формализованных материалов, которые могли бы стать основой при разработке учебного контента.

В большинстве случаев при разработке учебного контента привлекаются специалисты, проводящие обучение в традиционной очной форме. При этом данные специалисты не обладают достаточной компетенцией в сфере технологий дистанционного обучения, что приводит к резкому снижению качества учебного контента. Попытки решить данную проблему привели к появлению понятия педагогического дизайна.

 Поэтому можно выделить еще одно определение: Педагогический дизайн – это область науки и практической деятельности, основывающаяся на теоретических положениях педагогики, психологии и эргономики, занимающаяся вопросами разработки учебного материала, в том числе, на основе информационных технологий и обеспечивающая наиболее рациональный, эффективный и комфортный образовательный процесс.

Основной целью педагогического дизайна является обеспечение разработки качественного учебного контента для проведения дистанционного обучения.

В сферу ответственности педагогического дизайнера входит решение следующих задач:

  • постановка педагогической задачи;
  • определение целей обучения;
  • выбор, используемых средств обучения;
  • определение ожидаемых результатов.

Основные этапы педагогического дизайна

Проект по разработке дистанционного курса с точки зрения педагогического дизайна проходит через следующие основные этапы:

  • анализ (проводится анализ потребности обучения, формулируются педагогические задачи);
  • дизайн (формируется проектная документация разрабатываемого учебного контента);
  • разработка (осуществляется разработка учебного контента в соответствии с разработанной ранее проектной документацией);
  • обучение (проводится обучение с использованием разработанного учебного контента);
  • оценка эффективности обучения (оценка качества разработанного учебного контента).

Последние два этапа включаются в педагогический дизайн, так как для обеспечения необходимого качества учебного контента, педагогический дизайнер должен получать информацию, позволяющую оценить насколько учебный контент соответствует требованиям, которые к нему предъявляются. Отсутствие контроля за обучением со стороны педагогического дизайнера приводит к тому, что проблемы, выявляемые при проведении обучения, тиражируются от одного дистанционного курса к другому, и не исправляются, так как педагогический дизайнер не догадывается об их существовании. Не смотря на всю очевидность необходимости контроля со стороны педагогического дизайнера за обучением, в большинстве случаев этого не происходит.

Педагогический дизайн в Российской Федерации является относительно новой дисциплиной. Это подтверждается присутствием очень небольшого количества печатных материалов и информации в русскоязычном сегменте сети Интернет. В том числе разработка дистанционных курсов ведется без участия специалиста, выполняющего роль педагогического дизайнера. Чаще всего разработку дистанционного курса ведут специалисты, имеющие опыт в сфере традиционного очного образования, но не имеющие опыта в сфере технологий дистанционного обучения. Как результат качество разрабатываемого учебного контента (дистанционных курсов) оставляет желать лучшего.





Список использованной литературы:

3.       Богословский В.И. Информационно-образовательное пространство – область функционирования педагогических информационных технологий [Электронный ресурс] / В.И. Богословский, В.А. Извозчиков. – Режим доступа http://www.ito.su/2000/IV/IV4.html.
4.        Колесникова И.А. Педагогическое проектирование / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 595 с.
5.        Никитина Е.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вуза: перспективные подходы / Е.Ю. Никитина, О.Ю. Афанасьева. – М.: МАНПО, 2006. – 154 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий