пятница, 6 декабря 2013 г.

ППВ


1.Педагогические инструменты управления сетевой коммуникацией.
Развитие сети Интернет привело к качественному изменению педагогических технологий. С внедрением в образовательные процессы новых информационно–коммуникационных технологий становится очевидно, что традиционная «педагогическая» модель должна претерпевать существенные изменения. Сеть Интернет перестает быть каналом, позволяющим получить доступ к удаленному ресурсу. Она сама становится ресурсом, который позволяет решать новые педагогические задачи, реализовывать учебную деятельность. Чтобы говорить о себе как о состоявшихся пользователях Интернета, нужно не только уметь искать информацию в Интернет. Использование Интернета только для поиска информации свидетельствует о том, что его возможности используются только на 40%, остальные 60% — это коммуникационные возможности Интернет (сетевые коммуникации). Использование технологий сетевых коммуникаций в педагогической практике дает возможность получить новое качество учебного процесса, суть которого заключается в неформальной коммуникации на основе полного доступа к аудио–, видео–, графической и текстовой информации всех участников обучения.

Что же такое сетевые коммуникации? Если рассмотреть это словосочетание по отдельности, получим:

Коммуникация (по Далю) – это сообщение, пути, дороги, средства связи (а в общем смысле – это обмен информацией между индивидами).

Сетевые – ориентированные на работу массовых пользователей в глобальных сетях, например, в Интернет.

Таким образом: сетевые коммуникации – средства обмена информацией через Интернет.

Цель сетевой коммуникации: решение повседневных задач, обучение и сбор информации об окружающем мире, сохранение информации, используя средства сети Интернет. Сетевые коммуникации способствуют повышению уровня информационной культуры, развитию коммуникативных навыков, самовыражению, самообразованию и постоянному обмену опытом.

Существуют педагогические инструменты всего их пять:

·         интерактив;

·         мультимедиа;

·         моделинг;

·         коммуникативность;

·         производительность.

моделинг – имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов, то электронный образовательный ресурс вместо описания в символьных абстракциях сможет дать адекватное представление фрагмента реального или воображаемого мира.

Мультимедиа обеспечит реалистичное представление объектов и процессов, интерактив даст возможность воздействия и получения ответных реакций, а моделинг реализует реакции, характерные для изучаемых объектов и исследуемых процессов.

Четвертый инструмент – коммуникативность – это возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, удаленный контроль состояния процесса. С точки зрения ЭОР это, прежде всего, возможность быстрого доступа к образовательным ресурсам, расположенным на удаленном сервере, а также возможность on-line коммуникаций удаленных пользователей при выполнении коллективного учебного задания.

Наконец, пятый новый педагогический инструмент – производительность пользователя. Благодаря автоматизации нетворческих, рутинных операций поиска необходимой информации творческий компонент и, соответственно, эффективность учебной деятельности резко возрастают.

В настоящее время есть пять классических форм сетевых коммуникаций: электронная почта, списки рассылки, чат («дружеский разговор, беседа, болтовня» – он-лайн–общение), форум («свободная дискуссия», общение в офф-лайн), теле и видеоконференции («обсуждение на расстоянии»).

Перечисленные формы сетевых коммуникаций уже прочно завоевали свое место в Интернете, но в настоящее время на смену им пришли уже принципиально новые социальные сервисы сетевых коммуникаций. Под социальным сервисом обычно понимают такой Интернет-проект, который основан на организации взаимодействия между людьми (взаимодействия людей друг с другом, а не людей с информацией).

Социальные сервисы открывают перед педагогической практикой следующие возможности:

  • Использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов, потому что в результате распространения социальных сервисов в сетевом доступе оказывается огромное количество материалов, которые могут быть использованы в учебных целях.
  • Самостоятельное создание материалов учебного содержания в сети, так как новые сервисы социального обеспечения радикально упростили процесс создания материалов и публикации их в сети.
  • Наблюдение за деятельностью участников сообщества.
  • Создание учебных ситуаций, в которых можно наблюдать и изучать недоступные ранее феномены.

Одна из важных особенностей социальных сервисов состоит в том, что от участников совместной деятельности не требуется одновременного присутствия в одном и том же месте, в одно и то же время.

Одними из самых распространенных социальных сервисов являются:

Средства для хранения закладок. Подобное средство предоставляется и обычным браузером, с помощью которого пользователь просматривает Интернет-сайты, но закладки оказываются «привязанными» к конкретному компьютеру. Закладки, добавленные с помощью социальных средств хранения закладок будут доступны с любого компьютера, подключенного к Интернет. Подобные средства для хранения закладок можно использовать как источник и хранилище ссылок на учебные материалы. Лидером среди русскоязычных сервисов для хранения закладок стал сервис БобрДобр, который ориентирован на коллективную работу с информацией и предлагает средства для ее поиска и хранения. При групповой работе сервис позволяет совместно работать над информацией (просматривать, оценивать, дополнять). В рамках обучения в Марийском региональном центре повышения квалификации и переподготовки кадров (МРЦПК) слушатели не только знакомятся с созданной коллекцией закладок по их профессиональным интересам, но и самостоятельно создают на bobrdobr.ru собственную группу и пополняют ее закладками для дальнейшего использования в педагогической практике.

Социальные сетевые сервисы для хранения мультимедийных ресурсов — это средства сети Интернет, которые позволяют бесплатно хранить, обмениваться цифровыми фото, аудио- и видеозаписями, текстовыми файлами, презентациями, а также организовывать обсуждение ресурсов. Они могут быть использованы как источник учебных материалов (учебные видеофильмы, фотографии по различным темам, аудио и видеозаписи выступлений ученых, очевидцев событий и т.д.), а также как средство для хранения школьных видео–, фото–, аудиоархивов и творческих работ.

Блоги (сетевые дневники) — это сервис Интернет, позволяющий любому пользователю вести записи любых текстов. В педагогической практике блоги могут служить площадкой для педагогических дискуссий или для организации обучения школьников по основным и дополнительным курсам. Блог может быть использован как среда для записей событий собственной научной, деловой или личной жизни. Во многих случаях такая форма более удобна, чем рассылка массовых сообщений по электронной почте. Кроме того, в блогах можно организовать своеобразный «виртуальный факультатив» в рамках которого педагог может консультировать учащихся в удобное для него время. С возможностями блогов, связанными с функциями оперативной обратной связи, слушатели курсов повышения квалификации, проходящих в МРЦПК, знакомятся, оставляя собственные комментарии на блоге МРЦПК и получая своевременные комментарии на них.

ВикиВики – это средство для быстрого создания и редактирования коллективного гипертекста. То есть можно создать страницу, которую затем будут наполнять и редактировать другие участники. В Вики можно организовать аннотирование учебных материалов, совместно создавать виртуальные экскурсии, творческие работы. Самые яркие представители Wiki — это Wikipedia и проект Летописи. Wikipedia — открытая энциклопедия, составляемая всеми пользователями Интернета на всех языках мира. Задача проекта Летописи.Ру — дать школьникам, студентам и преподавателям возможность вместе создавать коллективный гипертекст, соавторы которого собирают и представляют исторические события малых городов, поселков, сел и деревень России. Проект Летописи.Ру учит участников творчеству (созданию своих уникальных страниц, записей и историй о которых никто другой не расскажет), толерантности (коллективный гипертекст требует доброжелательности и взаимопонимания соавторов), технологиям (ВикиВики, живые журналы…). В рамках занятия «Образовательные ресурсы Интернет в деятельности учителя-предметника» слушатели рассматривают проекты, реализованные в рамках Летописей, их направленность, диапазон участников и многое другое. Кроме того, они знакомятся с практикой МРЦПК по использованию Летописей при организации, проведении и публикации результатов семинаров (http://letopisi.ru/index.php/Семинар_Сетевые_технологии_в_учебном_процессе,_Йошкар-Ола,_2007).

Социальные геосервисы – это сервисы сети Интернет, которые позволяют находить, отмечать, комментировать, снабжать фотографиями различные объекты в любом месте на изображении Земного шара с достаточно высокой точностью, используются реальные данные, полученные с помощью околоземных спутников. Такие сервисы являются незаменимым источником карт и изображений местности при изучении географии, истории, краеведения, иностранных языков, они могут быть использованы как платформа для решения исследовательских задач по различным предметам, связанных с вычислениями расстояний, подбором кратчайшего пути, сравнением особенностей разных местностей и т.д. Наиболее известные и распространенные географические сервисы предоставляются группой Google. Это:

Google Maps – сервис представляет собой карту и спутниковые снимки всего мира (а также Луны и Марса), карта автомобильных дорог, с поиском маршрутов.

Google Street View — позволяет посмотреть на улицы с точки зрения водителя (совершить виртуальное путешествие).

Карты Google – один из самых «захватывающих» социальных сервисов. Слушатели МРЦПК учатся находить населенные пункты, прокладывать маршруты, искать организации и многое другое. Кроме этого, они знакомятся с возможностями сервиса Wikimapia.org, а именно с возможностью привязки фотографий к местности.

В настоящее время наблюдается широкий процесс информатизации сферы образования, который характеризуется в первую очередь широким внедрением современных информационных технологий процесс обучения. Информатизация образования позволяет удовлетворить информационные потребности не только одной отдельной личности, но и показывает, что вновь созданная информация становится достоянием всего человечества, способствует созданию «открытого» общества. В этой связи особую роль играют современные социальные сервисы.

  
Список использованной литературы

1.     25 фактов про web 2, Подготовлено редакцией «Большого города»http://www.affinity.ru/sobitiya/web/?ID=139.

2.     Тим О’Рейли “Что такое Веб 2.0” // “Компьютерра online”. 2005 -http://www.computerra.ru/think/234100/.

3.     Патаракин Е.Д. Сетевые сообщества и обучение. - М., ПЕР-СЭ, 2006. - С. 112.

Комментариев нет:

Отправить комментарий