Дисциплина ППВ
Глоссарий по педагогике
Адаптация — процесс и результат становления индивида
социальным существом.
Анализ —
мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных
признаков и качеств явления.
Анкетирование
— метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных
листов (анкет).
Аннотирование
— краткое, свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного
смысла
Беседа — диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного
Взаимодействие — процесс совместного
выполнения некоторого действия, влияние субъектов этого процесса друг на друга.
Внушаемость - особая податливость человека внушению - воз действию окружающих
людей, без критической оценки этого воздействия.
Возраст — период развития человека, характеризуемый
совокупностью специфических закономерностей формирования организма и личности.
Возрастной подход в воспитании — учет и
использование закономерностей развития личности (физиологических, психических,
социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых,
обусловленных их возрастным составом.
Воспитание — специально организованная деятельность,
направленная на формирование определенных качеств человека, осуществляемая во
взаимодействии педагогов и воспитанников в рамках воспитательной системы.
Закономерность - внутренняя связь явлений,
процессов, обусловливающая закономерное развитие явлений и процессов.
Знания - обобщенный опыт человечества, включающий основные понятия, термины,
факты, законы науки, теории, идеи, способы деятельности
Зона ближайшего развития - скрытые возможности в психологическом саморазвитии человека, которые открываются при Указании ему минимальной подсказки или внешней по мощи.
Зона ближайшего развития - скрытые возможности в психологическом саморазвитии человека, которые открываются при Указании ему минимальной подсказки или внешней по мощи.
Гипотеза исследования — научно обоснованное
предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической
проверке.
Диагностика - способ получения измеряемых показателей обучения, обеспечивающих объективное и всестороннее изучение условий и результатов учебного процесса, способ прояснения всех изменений, которые происходят в познавательном процессе
Дидактика —
наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах и
организационных формах.
Дифференциация - ориентация образовательных учреждений на развитие
интересов, склонностей, способностей и педагогических возможностей обучающихся.
Индивидуальный подход в воспитании — осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей детей (темперамента и характера, способностей и склонностей, интересов и мотивов и др.), в значительной степени влияющих на их поведение в разных жизненных ситуациях.
Инновация - все новое, вводимое в известные педагогические
системы и традиционно организуемый процесс в данный исторически-временной
период развития педагогической практики.
Интеграция — объединение в целое каких-либо частей.
Конформность — тенденция человека приспособить свое поведение к ожиданиям, нормам, требованиям группы людей; податливость реальному или воображаемому давлению группы; готовность изменить свои взгляды и ценности под влиянием окружающих.
Концепция воспитания (обучения) — цельное
представление об основных компонентах воспитания (обучения): целях, содержании,
методах, средствах, формах.
Коррекция — система специальных и общепедагогических
мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического
развития и отклонений в поведении у детей и подростков.
Компетенция - готовность эффективно мобилизовать
внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели; готовность к
успешной деятельности в целях удовлетворения индивидуальных и общественных
потребностей, составляющая социальный заказ к системе образования.
Компетентность - результат образования, выражающийся
в овладении учащимся универсальными способами деятельности.
Контроль -
операция сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными
требованиями стандартами.
.
Личностный подход — последовательное отношение
педагога к ребенку как личности, как самостоятельному субъекту собственного
развития и воспитательного взаимодействия.
Личность — человеческий индивид как продукт
общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный
конкретно-историческими условиями жизни обществ
Методология — 1) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности; 2) учение о научном методе познания; 3) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.
Методы воспитания — совокупность способов и приемов
воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания
учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и
совершенствования.
Методы контроля — способы, с помощью которых
определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и
педагогической работы обучающих.
Методы обучения — способы совместной деятельности
педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей.
Методы педагогического исследования — способы
получения научной информации с целью установления закономерных связей,
отношений, зависимостей и построения научных теорий.
Мировоззрение — система философских, научных,
социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений,
которые отражают в сознании человека общую картину мира и определяют
направленность его деятельности.
Направление обучения - организационная форма
профильного обучения, обеспечивающая расширенное изучение группы предметов
определенных образовательных областей.
Наблюдение — целенаправленное и планомерное
восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.
Научение — результат обучения, зависящий как от
методов обучения, так и от особенностей обучаемого.
Образование (как процесс) — специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников в ходе реализации содержания образования.
Образование (как результат) — характеристика
достигнутого уровня образованности.
Образованность личности — характеристика, показатель
определенного уровня усвоения личностью систематизированных знаний и связанных
с ними способов практической и познавательной деятельности.
Обучаемость — способность к усвоению знаний и
способов учебной деятельности, проявляющаяся в различной степени легкости и
быстроты усвоения.
Обучение — активная целенаправленная познавательная
деятельность ученика под руководством учителя, в результате которой обучающийся
приобретает систему научных знаний, умений и навыков, у него формируется
интерес к учению, развиваются познавательные и творческие способности и
потребности, а также нравственные качества личности.
Общение — одна из универсальных форм активности
личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и
развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.
Оценка —
определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях
учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных
программой, уровня прилежания и состояния дисциплины.
Оценивание — процесс вынесения суждений о ходе и
результатах образовательного процесса, содержащий качественный и количественный
анализ, имеющий целью стимулирование качества.
Педагогическая технология — научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.
Принцип - руководящая идея, основное правило,
основное требование к деятельности, поведению.
Прогнозирование — научно-аналитический этап и основа
для составления перспективных, текущих и оперативных планов педагогической
работы.
Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д.
Самоактуализация (самореализация) — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
Самообразование — самостоятельное овладение
человеком знаниями, умениями и навыками, соврешенствование уровня самого
образования.
Симплификация — обеднение, упрощение детского
развития в результате форсирования его темпов.
Способности — индивидуальные особенности личности,
являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода
деятельности.
Самоопределение - самостоятельный этап социализации,
внутри которого индивид приобретает готовность к самостоятельной, созидательной
деятельности на основе осознания и соотнесения себя со сферами жизнедеятельности,
при условии которых человек становится способным принимать самостоятельные
решения относительно жизненно важных целей.
Тест — стандартизированная процедура измерения.
Тестирование — целенаправленное, одинаковое для всех
испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях,
позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического
процесса.
Технология — проект, разработка, описание процесса
воспитания (обучения), по которому педагог осуществляет конкретную работу.
Трансформация-преобразование, превращение.
Управление — целенаправленное и планомерное взаимодействие управляющей и
управляемой подсистем, направленное на достижение запланированного результата (цели).
Условия — обстоятельства, от которых что-либо
зависит (условия развития личности, условия игры и др.).
Учение — целенаправленная, осознанная активная
познавательная деятельность ученика, заключающаяся в восприятии и овладении
научными знаниями, в обобщении воспринятых фактов, в закреплении и применении
полученных знаний в практической деятельности по заданиям учителя или на основе
собственных познавательных потребностей.
Фактор — движущая сила, причина какого-либо процесса, явления.
Цель — осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.
Ценности (духовные) — абстрактные идеи, воплощающие
общественные идеалы, выступающие как эталоны должного для какого-либо общества,
всего человечества, отдельного человека.
Ценностная ориентация — положительные или
отрицательные значимости для индивида предметов и явлений социальной
действительности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий